Продажа покупка информации по возобновляемым источникам энергии. Рынок энергии виэ: сначала оптовый, теперь розничный

Только два раунда из первой серии десяти аукционов по размещению объектов ВИЭ в мае-июне не состоялись. Об этом на втором саммите ВИЭ в Астане сообщила директор профильного департамента Министерства энергетики Айнур Соспанова.

«Участвовали представители Российской Федерации, Болгарии, Китая, Турции, Франции. Для нас это хороший показатель того, что мы движемся в правильном направлении. Из десяти аукционов не состоялись два аукциона. Первый аукцион - это ветровые станции в западной зоне, 50 МВт. Для меня непонятно, почему они не состоялись, потому что на самом деле на западе ветер может быть очень эффективным проектом. Причина, наверное, в том, что не успели подготовиться, и мы думаем, что на осенних аукционах на западе будут претенденты на то, чтобы реализовать такие проекты. Пока что у нас была всего одна заявка. Второй аукцион, который не состоялся, - это проекты 10 МВт солнечных станций в северной и западной зоне. Здесь объяснение понятно, что эффективнее делать проекты солнца на юге, и поэтому мы дали возможность тем, кто желает попробовать и реализовать 10 МВт, но аукцион не состоялся», - отметила Соспанова в своем выступлении на саммите.

Остальные восемь аукционов показали хорошую динамику, по словам главы департамента ВИЭ. Всего в тендерах приняло участие 42 компании из шести стран мира.

«По ветру объем закупаемой установленной мощности составил 100,85 мегаватт. Поступило 19 заявок, количество победителей в общем 10. Для солнечной станции объем закупаемой установленной мощности составил 68 мегаватт. 25 заявок поступило, количество победителей составило четыре компании. Для гидроэлектростанций мы закупили 20,6 мегаватт, восемь заявок поступило, количество победителей четыре. Для биогазовых установок, что тоже радует, что пять мегаватт мы также смогли разыграть. Три заявки поступило, количество победителей - один», - уточнила она.

Стоит отметить, что, несмотря на гарантии предоставления земельных участков под проекты по результатам аукциона, только три компании-победителя запросили землю, а большинство победивших пришло с уже выделенными участками.

Последний аукцион на 50 МВт солнечных мощностей на юге был очень активным, судя по 14 заявкам с большим географическим охватом. Поэтому в энергетическом ведомстве формируют оптимистические ожидания в отношении солнечных электростанций на юге объемом 150 МВт и ветряных объектов на севере мощностью 250 МВт, которые будут выставлены на аукционы осенью.

Тарифный излом

«Если говорить о тарифах, то снижение произошло для нас действительно очень хорошее. Поскольку для ветровых станций от стартовых 22,68 тенге проекты дали разные тарифы, но было снижение до уровня 17,49 тенге - это для 50 мегаваттт в северной зоне. Для солнечных станций мы снизились до 25,8 тенге (за кВт/ч, стартовый тариф 34,61 тенге за кВт/ч. - Ред .) - это 50 мегаватт на юге Казахстана. Для гидроэлектростанций - до 13,13 тенге (за кВт/ч, стартовый тариф - 16,71 кВт/ч. - Ред .), что тоже радует. Для биогазовых установок несущественное, но все же снижение на 32,15 тенге за киловатт-час (стартовый тариф - 32,23 кВт/ч. - Ред .). Я думаю, что это уже сигнал рынку - в каком направлении двигаться, географически как возможно распределение. Мы будем анализировать с точки зрения психологии проведения торгов, готовить нормативно-правовую базу для того, чтобы проводить аукционы осенью. Правила будут меняться, правила будут совершенствоваться, для того чтобы у нас участникам было более понятно участвовать, снижать административные барьеры, и этим мы будем заниматься в течение июля-августа», - рассказала Соспанова.

Аукционы этой весны и осени идут в равных тарифных условиях. В 2019 году после анализа предельные аукционные тарифы будут пересмотрены, уточнила представитель Министерства энергетики в беседе с .

Очевидно, для аукционов следующего года будут браться усредненные показатели тарифов по разным мощностям, которые были достигнуты в весенних и осенних торгах на понижение. Естественным образом возникает предположение, что проекты, показавшие минимальные тарифы в конкурсе и «ломающие рынок», в итоге могут быть не завершены из-за экономической несостоятельности, но повлияют через заявленные ими ценовые планки на предельные тарифы аукционов 2019 года.

По словам представителя компании «Тараз Гринпауэр Дженко» Дарына Тохтарова, их проект по размещению ГЭС не победил в аукционном лоте гидроэнергетики, но это был хороший опыт.

«Я не знаю, в каком состоянии подошли наши соперники, но мы к аукциону уже подошли с земельным участком, техусловиями, с разработанной рабочей документацией, пройденной госэкспертизой. У нас был полный пакет», - сказал он в кулуарах саммита .

Согласно мнению Тохтарова, оценить успешность проведенных аукционов можно будет через год. Именно к этому сроку победившие компании должны будут предоставить уведомление о начале строительных работ объекта ВИЭ. Для этого в случае необходимости победителю нужно будет отвести земельный участок и затем получить техусловия подключения, а в случае с размещением ГЭС определить местоположение створа реки. Если привлекать сильные проектные институты для разработки ТЭО, то за год пройти все эти процедуры будет непросто, считает представитель таразской компании.

«Зеленая» неустойчивость

По словам представителя проекта «Энергия будущего» компании Tetra Tech, финансируемого USAID, Армена Арзуманяна, больше всего потенциальных инвесторов в «зеленую» энергетику в Казахстане волнует вопрос финансовой устойчивости расчетно-финансового центра (РФЦ) при KEGOC, который закупает электроэнергию ВИЭ, в среднесрочной перспективе. Сейчас объемы небольшие, но есть недоверие к гарантированным закупкам в будущем. Здесь должно быть найдено какое-то решение, считает Арзуманян. К слову, год назад Международное агентство по возобновляемым источникам энергии IRENA Казахстану докапитализировать РФЦ.

Кроме того, в проекте USAID считают, что желательно подготовить программу аукционов на три-пять лет вперед, чтобы качественные международные игроки могли к ним подготовиться. Особенно это касается ветряной энергетики, где нужно делать детальные замеры в длительные сроки, в то время как солнечные объемы можно считывать со спутника. Волнует инвесторов и вопрос земельных участков, которые якобы не гарантируются при участии в аукционах. Есть вопросы по подключению к электросетям, что не определено четкими процедурами и сроками.

Одним из решений может стать создание отдельного агентства по ВИЭ, которое будет катализировать развитие «зеленой» энергетики к среднесрочной перспективе. В целом в профильном проекте USAID озабочены отсутствием стратегии развития электроэнергетики Казахстана на долгосрочный период в 20-30 лет и тем, что решения принимаются на проектной основе, а не системно. Более того, неясно, насколько казахстанская энергосистема готова к интеграции запланированных объемов ВИЭ, заявил Арзуманян, выступая на панельной сессии саммита.

В своем докладе ведущий банкир департамента энергетики и природных ресурсов по России, Кавказу и Центральной Азии ЕБРР Марат Елибаев также подтвердил, что вопрос долгосрочной кредитоспособности РФЦ пока еще стоит на повестке. Кроме того, есть риски сокращения передаваемой электроэнергии ВИЭ в сети (curtailment risk) из-за ограниченности мощностей, отметил он.

Директор департамента «Банки и финансы» юридической фирмы GRATA International Шаймерден Чиканаев согласен, что у инвесторов есть степень сомнения в том, что РФЦ будет в среднесрочной перспективе способен устойчиво обеспечивать выплаты за электричество ВИЭ. Поэтому он предлагает сделать единым покупателем сам KEGOC, который будет оперировать на рынке мощности традиционной электроэнергетики с 2019 года. Тогда проекты «зеленой» энергетики сразу станут bankable (гарантированно приносящий доход. - Ред .), уверен юрист.

Комментируя вопрос возможной будущей ограниченности ликвидности РФЦ, Айнур Соспанова сказала , что пока в правительстве на этот счет рассматривают разные варианты.

«Мы смотрели разные варианты. Они пока что упираются в тупик. Но РФЦ работает, на мой взгляд, в течение последних пяти лет, как создались, устойчиво. Для того, чтобы поверить в эту схему покупки-продажи, поверить в РФЦ, они должны наработать опыт. Еще через пять лет уже никто не будет задавать вопросы по поводу ликвидности РФЦ, поскольку они будут достаточно устойчивы. Уже наработают опыт, тот резервный фонд, который у них есть, и уже схема будет рабочая. Но, на мой взгляд, та схема, которая прописана в законе, - это работающая схема. Инвестору, конечно, надо закрыться со всех сторон, но, на мой взгляд, в секторе возобновляемой энергетики у нас вообще беспрецедентная схема поддержки, и какие-то риски все равно инвестор может на себя взять. Но здесь вопрос больше не рисков, а вопрос больше доверия к РФЦ или недоверия. Если доверяете - приходите, реализовывайте проекты. Пока что таких работающих схем, которые бы там были, а мы их не хотим использовать - такого нет, их просто нет, этой схемы рабочей, мы просмотрели все возможности», - отметила она.

«Я думаю, что будет развиваться сектор и при текущей схеме. Инвесторы, которые уже работают в этом секторе, они подтверждают, что действительно день в день оплаты идут, никаких вопросов нет. Другой разговор, что уполномоченный орган гарантирует, что расчетно-финансовый центр всегда будет работать на рынке. Если РФЦ обанкротится, то мы создаем другой РФЦ, который берет на себя, является правопреемником, и дальше рынок работает. Эта схема в законе прописана, так что я не вижу в этом абсолютно проблем никаких», - заявила директор департамента ВИЭ.

Напомним, по данным KEGOC, в 2017 году через расчетно-финансовый центр (РФЦ) нацкомпании примерно 15 млрд тенге, которые получили объекты ВИЭ за произведенную ими за этот период электроэнергию.

Воздержание крупных инвесторов

По мнению Дарына Тохтарова, западных инвесторов, с которыми работает компания «Тараз Гринпауэр Дженко», настораживают частые изменения в сфере регулирования ВИЭ.

«Наш проект мы начинали с индивидуального тарифа, утвердили его по ТЭО. Потом нам сказали: «Мы меняем законодательство, теперь работайте по фиксированному тарифу». Теперь фиксированные тарифы отметают, теперь аукционы. В компаниях, которые работают с иностранным капиталом, решения не так быстро принимаются - определенный механизм нужно пройти, нужно провести анализ, предоставить отчеты. В этом есть определенная сложность. Но все равно рынок перспективный, мы здесь, мы работаем, нам нравится это направление. Поэтому мы с департаментом по ВИЭ активно сотрудничаем, мы внесем свои предложения в связи с изменением и корректировкой правил (проведения аукционов. - Ред .)», - сказал он в разговоре с .

На российском рынке ВИЭ произошла тихая революция, которую заметили пока в основном только специалисты. 23 января 2015 года вышло постановление Правительства РФ №47 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стимулирования использования возобновляемых источников энергии на розничных рынках электрической энергии». С этого момента в стране заработал розничный рынок электроэнергии и мощности, полученной от возобновляемых источников – в дополнение к оптовому, которому уже два года.

Начнём с того, что данное постановление – не первое, касающееся организации розничного рынка электроэнергии от ВИЭ, и вносит ряд изменений и уточнений в более ранние постановления, которые описывали различные аспекты создававшегося розничного рынка энергии (мощности).

Для того чтобы стать участником розничного рынка энергии от ВИЭ, необходимо пройти несколько шагов. Тем, кто помнит нашу , этот алгоритм, безусловно, знаком: здесь много общего. Первый шаг – это попадание в региональную схему и программу развития энергетики. Для объектов ВИЭ в этих схемах и программах должны быть предусмотрены соответствующие проекты. Попадание в программу происходит через конкурсный отбор. Конкурс должен объявляться в СМИ не позднее, чем за 30 дней до проведения конкурсного отбора. После проведения конкурса все материалы публикуются в течение 10 дней со дня окончания процедуры конкурсного отбора. В документах должна отражаться величина капзатрат на один киловатт мощности генерирующего объекта, функционирующего на основе ВИЭ, и сроки возврата инвестированного капитала и о базовом уровне нормы доходности капитала.

Одним из важных критериев прохождения конкурса является выполнение правила локализации: не менее определённой доли используемого оборудования, работ и услуги должны быть произведены или оказаны в России. Однако это требование актуально будет лишь для объектов, введённых в эксплуатацию после 1 января 2017 года. До этого срока хоть всё используемое оборудование может быть импортным.

И только после того, как объект, функционирующий на основе использования ВИЭ, включается в схему и программу перспективного развития электроэнергетики конкретного региона, инвестор получает «зелёный свет» на строительство объекта.

После того, как объект построен, он, в точности как и на оптовом рынке, проходит квалификацию. Напомним: это значит, что он должен быть признан объектом, генерирующим энергию именно от возобновляемых источников. Функция такой верификации решением Правительства возложена на НП «Совет рынка». Функционировать объект должен исключительно на ВИЭ или в режиме комбинированного использования ВИЭ и иных видов топлива. Соответственно, там должны быть раздельные приборы учёта.

Самый важный и самый методически сложный пункт – порядок определения долгосрочной цены или тарифа, на основании которого будет осуществляться возврат инвестиций. Тариф этот долговременный, устанавливается региональным органом исполнительной власти, регулирующим цены и тарифы, на 15 лет с фиксированным уровнем доходности. И только после согласования такого тарифа генерирующий объект начинает полноценно функционировать и продавать электроэнергию на розничном рынке. Но в отличие от оптового рынка, на розничном пока нет ни нормативов предельных капитальных затрат (мы лишь ожидаем выхода распоряжения Правительства РФ по этому поводу), ни методики определения долгосрочного тарифа: Федеральная служба по тарифам только готовит такой документ.

Это общая схема, в которой, разумеется, есть нюансы.

На территориях, которые относятся к так называемым неценовым и ценовым зонам оптового рынка, действует ограничение: совокупный объём электроэнергии, вырабатываемый предприятиями ВИЭ, не должен превышать 5% процентов объёма потерь электроэнергии в сетях. Ограничение вызвано тем, что сетевые организации обязаны приобретать по повышенным (долговременным) тарифам электроэнергию от ВИЭ в целях компенсации потерь в сетях. Без такого лимита электросетевые компании несли бы гигантские расходы.

А вот на изолированных территориях и районах, технологически не связанных с ЕЭС, главное – снижение стоимости электроэнергии. Потому здесь хоть вся энергия может быть чисто от ВИЭ, если это экономически выгодно.

При определении тарифа органы исполнительной власти субъекта федерации в области регулирования тарифов должны учитывать базовый размер инвестированного капитала, размер приведенного инвестированного капитала на единицу установленной мощности, базовый уровень доходности долгосрочных государственных обязательств и базовый уровень доходности капитала, инвестированного в генерирующий объект, а также срок возврата инвестированного капитала.

Базовый размер инвестированного капитала определяется равной меньшей из трёх величин: затрат на строительство генерирующего объекта, включая затраты на проектно-изыскательские работы и на технологическое присоединение к сетям, или произведения величины установленной мощности генерирующего объекта и величины капитальных затрат на производство одного киловатта установленной мощности, определённое по итогам конкурсного отбора, или предельной величина капзатрат на произведение одного киловатта установленной мощности генерирующего объекта, который будет задан специальным распоряжением Правительства РФ. На изолированных территориях рассматриваются только две первые величины. Таким образом, как только выйдет методика определения долговременного тарифа ФСТ, для изолированных территорий механизм стимулирования ВИЭ вступит в полную силу.

Есть и другое отличие. Если в ценовых и неценовых зонах оптового рынка электроэнергия продаётся сетевой организации, то в зонах изолированных территорий электроэнергия продаётся гарантирующему поставщику, определённому на этой территории. В изолированных районах Сибири и Дальнего Востока зачастую одна и та же фирма является и генерирующим объектом, и сетевой организацией, и гарантирующим поставщиком. И сегодня экономически обоснованный тариф (то есть рассчитанный по реальным затратам) получается в разы больше тарифа для населения. При этом из-за инфляции идёт рост стоимости электроэнергии на дизель-электрических станциях в удаленных районах. Поддержка энергосистем в изолированных районах осуществляется за счёт компенсации недополученных доходов из средств регионального бюджета, за счёт субсидий региональным организациям по поставке электроэнергии населению.

Когда появится инвестор объекта ВИЭ, он будет получать плату за электроэнергию по рассчитанному для него долговременному тарифу. Электроэнергию он будет передавать действующему в этом районе гарантирующему поставщику и от него же получать плату. По механизму, который действует сейчас, субсидии субъектов федерации будут сохраняться и передаваться гарантирующему поставщику, чтобы он мог оплатить электроэнергию генерирующего объекта на ВИЭ в этих изолированных районах. Но как мы помним, при этом на стадии конкурсного отбора на право включения в схему перспективного развития электроэнергетики региона, отбираются те проекты, которые в конечном итоге снижают стоимость электроэнергии.

По истечении 15 лет органы исполнительной власти субъектов федерации в области регулирования тарифов установят в отношении этих объектов новый тариф с применением метода экономически обоснованных расходов на электрическую энергию и мощность. Это уже будет делаться без учёта базового размера инвестированного капитала. И поскольку затраты инвесторам уже будут возвращены, стоимость электроэнергии опустится, потому что будет производиться за счёт ВИЭ, и конечная цена для потребителей уменьшится.

В завершения ещё сравним для ясности основные положения действия механизма стимулирования ВИЭ на оптовом и розничном рынках электроэнергии.

1. И там, и там проводятся конкурсные отборы. Но на оптовом рынке это делает НП «Совет рынка», а на розничном рынке конкурс проводится субъектом федерации.
2. И там, и там объекты должны быть внесены в схему и программу перспективного развития электроэнергетики региона, но для объектов ВИЭ на розничном рынке конкурс проводится именно на право включения в эту программу.
3. И на оптовом, и на розничном рынке объекты должны пройти квалификацию, но для розничного рынка возникает необходимость получения, учёта и погашения сертификатов электроэнергии, выработанной с использованием ВИЭ. На оптовом рынке такой критерий отсутствует.
4. И там, и там объект должен иметь приборы и средства коммерческого учёта электроэнергии. При этом на оптовом рынке объект управляется системным оператором, а на розничном рынке системный оператор не фигурирует. Объекты ВИЭ на розничном рынке не входят в сферу управления регионального диспетчерского управления.
5. И на оптовом, и на розничном рынке срок возврата инвестиций определён в 15 лет. Различия только в расчёте нормы доходности для объектов ВИЭ в изолированных территориях.
6. И там, и там применяется принцип локализации. Требования к уровню локализации одинаковы, как и штрафные санкции за невыполнение.

Таким образом, можно утверждать, что механизмы стимулирования развития ВИЭ в России действуют. На оптовом рынке электроэнергии и мощности уже реализованы проекты, на розничном – начнут реализовываться в этом году. Соответственно можно говорить о том, что в России всерьёз заработала отрасль ВИЭ.

Зачастую можно услышать мнение, что возобновляемые источники энергии это «дорогие» игрушки богатых стран. В действительности, мировая практика по поддержки ВИЭ, заключающаяся в увеличенном тарифе на продажу электроэнергии, способствует росту государственных субсидий на покупку «зеленой» энергии, что в конечном счете влечет рост тарифов на электроэнергию, например, в Германии отчисления на ВИЭ в тарифе на электроэнергию для населения за 9 лет выросли с 0,69 до 5,27 евроцентов/кВт*ч (Источник: BDEW). В итоге в Европейском союзе были пересмотрены государственные субсидии на возобновляемую энергетику и принят ряд законодательных актов, уменьшающих привилегии производителей «чистой» энергии.

Однако, исследования международного энергетического агентства (МЭА) и других крупных консалтинговых компаний показывают, что в ряде развитых стран, несмотря на провозглашенную политику отказа от субсидирования ископаемого топлива, сохраняются меры государственной поддержки энергетики на основе ископаемого топлива, порой чувствительно влияющие на национальную экономику и внутреннюю политику.

Чтобы разобраться с размерами субсидий необходимо для начала определить, что они включают и как их оценивают.

В международной практике есть несколько определений понятию субсидий, но единственное что все эти понятия объединяют, это то, что субсидии подразделяются на две группы:

  1. Субсидии производителям.
  2. Субсидии потребителям .

Для более точного описания понятия субсидий в сфере энергетики лучше воспользоваться определением МЭА: «Любое действие правительства, направленное преимущественно на энергетический сектор, которое снижает издержки производства энергии, повышает цену, получаемую производителями энергии, или снижает цену, уплачиваемую потребителями», например:

Самым популярным видом энергетических субсидий является прямой перевод денежных средств. Для производителя субсидии могут выражаться в покрытии убытков, так и компенсации затрат на какие-либо ресурсы (к примеру, субсидирование фонда заработной платы или процентной ставки по кредиту), вплоть до компенсации затрат на разработку и внедрение инновационных технологий.

Субсидии для потребителя заключаются в снижении цена на закупаемый энергоноситель, а разница компенсируется продавцу за счет бюджета государств.

РАЗМЕРЫ СУБСИДИЙ

Международное энергетическое агентство совместно с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) проводит международное исследование в области энергетических субсидий на ископаемое топливо и возобновляемые источники энергии и вот к каким результатам они пришли:

Мировые субсидии за 2013 год

Источник: International Energy Agency

Субсидии на ВИЭ, в отличие от субсидий на ископаемое топливо, демонстрировали поступательный рост на протяжении всего периода, причиной этого является энергетическая стратегия большинства государств носящая «зеленый» характер. Но не смотря на бурный рост возобновляемых источников, субсидии на ископаемое топливо в 4,5 раза выше. А ряд принятых законодательных актов в Европе должны замедлить и уменьшить затраты государства на возобновляемые источники энергии.

В пятёрке лидеров в области субсидий на ископаемое топливо являются Иран, Саудовская Аравия, Индия, Россия и Египет (по данным на 2013 год)

Субсидии на ископаемое топливо

Источник: International Energy Agency

На данной карте изображены размеры субсидий на ископаемое топливо, млрд. долл (на черном прямоугольнике)

На диаграммах изображены размеры субсидий в процентном соотношении на нефть, газ и электричество

Некоторые страны пытаются уменьшить размеры субсидий, например, Египет, который в июле 2014 г. сократил размер энергетических субсидий на 6,2 млрд долл. В результате, чего увеличился платежный баланс страны. По такому пути пошли Индия и Индонезия.

СРАВНЕНИЕ СУБСИДИЙ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ

В энергетическом мире помимо уровня развития стран принято решение делить страны на импортер или экспортер топливных энергетических ресурсов, т.е, если у страны доля собственных первичных энергоресурсов свыше 100 %, то страна относится к экспортерам энергоресурсов, и наоборот.

Классификация стран «Группы двадцати»

Источник: International Energy Agency

В качестве примера рассмотрим по одной стране из каждой группы (развитая-экспортер - Канада, развитая-импортер - Европейский союз, развивающаяся-экспортер - Россия, развивающаяся-импортер - Китай)

КАНАДА

Источник: сайт censor.net.ua

ИСКОПАЕМОЕ ТОПЛИВО

Субсидирование производителей ископаемого топлива в Канаде осуществляется на федеральном уровне, а также в ряде провинций, которые обладают наибольшими запасами энергетических ресурсов. На федеральном уровне действует налоговая скидка с доходов от разработки истощаемых природных ресурсов (Earned Depletion Allowance), подразумевающая снижение налоговой базы для компаний, добывающих энергоресурсы. Субсидия на разведку позволяет добывающим компаниям в полном объеме вычесть соответствующие расходы из налогооблагаемой базы. Необычной формой субсидирования производителей является введенное еще в 1950-е годы разрешение на выпуск так называемых «проточных» акций. Компании, несущие расходы на разведку и разработку новых месторождений, могут выпускать и продавать инвесторам такие акции. Они не учитываются в налогооблагаемой базе, что увеличивает интерес инвесторов.

ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ ВИЭ

Производители, использующие для производства энергии из ВИЭ получают субсидию в размере 50% от его балансовой стоимости, если оно отвечает стандартам энергоэффективности, и 30% балансовой стоимости, если не отвечает. Для поддержки новых проектов в области возобновляемой энергетики предусмотрена программа возмещения расходов. Материальные и нематериальные затраты (в том числе на исследования) вычитаются из налогооблагаемой базы, и этот вычет может быть передан инвестору посредством выпуска «проточных» акций. Программа научных исследований и экспериментальных разработок подразумевает налоговый вычет в размере 35 % федеральных налогов для компаний. Отдельные меры по поддержке производителей возобновляемой энергии реализуются на уровне провинций.

ПОТРЕБИТЕЛЯМ ВИЭ

Основной мерой поддержки потребителей ВИЭ являются зеленые тарифы на энергию из возобновляемых источников, которые действуют или готовятся к внедрению в отдельных провинциях Канады.

Если сравнить субсидии на возобновляемые источники энергии и традиционное топливо в Канаде то цифры будут примерно одинаковые на уровне 2,8 млрд. долл/год.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

Источник: сайт novosti-es.ru

ИСКОПАЕМОЕ ТОПЛИВО

ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ

Несмотря на обозначенные инициативы ЕС, прогресс в области отказа от неэффективного субсидирования замедлился и предоставление субсидий сохраняется в большинстве европейских стран. В Европе наиболее распространенным ископаемым топливом является уголь, и в качестве основного получателя производственных субсидий здесь выступает угольный сектор. На него приходится до 80 % общей поддержки производителей ископаемого топлива в ЕС, которая в 2011 году составила 4 978 млн долл. Максимальный вклад в европейскую поддержку производителей угля вносит Германия.

ПОТРЕБИТЕЛЯМ

Потребители ископаемого топлива в ЕС получают более масштабную поддержку: она может быть оценена в 30 459 млн долл. в 2011 году. Как и в случае с субсидиями производителям, субсидии потребителям ископаемого топлива в ЕС принимают форму налоговых льгот. Они характерны практически для всех стран ЕС.

ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ

Основными мерами государственной поддержки ВИЭ в электроэнергетике являются зеленые тарифы, премиальные надбавки к цене на зеленую электроэнергию и обязательные квоты для ВИЭ. Зеленый тариф представляет собой гарантированную цену, которую получает производитель за электроэнергию из ВИЭ, поставляемую в сеть. Квоты на электроэнергию из ВИЭ устанавливает государство, требуя от потребителей или производителей использовать определенную долю электроэнергии ВИЭ. Налоговые исключения (послабления) и кредиты по льготным процентным ставкам, выступают в роли дополнительных мер в программах поддержки ВИЭ.

Если сравнить субсидии на возобновляемые источники энергии и традиционное топливо в ЕС, то возобновляемая энергетика дотируется в большем объеме, по состоянию на 2011 г. субсидии на ВИЭ составили 0,3% ВВП, а ископаемое топливо 0,2% ВВП ЕС. Наибольший вклад вносят такие страны как Германия, Испания и Италия.

Субсидии ВИЭ в ЕС по секторам поддержки в 2009 году, млрд долл.

Источник — Ecofys, 2011

где - ВИЭ-Э - возобновляемые источники энергии в области электроэнергетики

ВИЭ-ТХ - возобновляемые источники энергии в области теплохолодоснабжения

ВИЭ-Т - возобновляемые источники энергии в области транспорта

РОССИЯ

Источник: сайт: oboi.ws

ИСКОПАЕМОЕ ТОПЛИВО

ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ

Могут быть выделены следующие основные методы предоставления субсидий: -- прямое финансирование отдельных отраслей ТЭК посредством бюджетных выплат в научно-исследовательские работы в области ТЭК и производителям (сбытовым) предприятиям газовой отрасли с целью покрытия расходов на строительство новой инфраструктуры; А также снижение налогов на имущество, прибыль и снижение вывозных таможенных пошлин.

ПОТРЕБИТЕЛЯМ

Субсидирование преследует следующие цели:

  • сохранение приемлемого уровня цен на газ и электроэнергию для потребителей коммунально-бытового сектора
  • стимулирование роста промышленного производства за счет субсидирования цен на газ.

Характеристика основных субсидий потребителям ископаемых видов топлива в России

Источник — Министерство энергетики Российской Федерации; IEA, 2010

ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ

ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ

На данном этапе существуют следующие механизмы субсидирования производства электроэнергии из ВИЭ:

  • надбавки к цене на электроэнергию
  • заключение договоров о предоставлении мощности ВИЭ
  • прямые субсидии из государственного бюджета, на компенсацию стоимости технического присоединения объектов генерации с установленной мощностью не более 25 МВт на основе ВИЭ;

ПОТРЕБИТЕЛЯМ

На сегодняшний момент отсутствуют какие-либо субсидии потребителям энергии из ВИЭ, скорее потребители являются источниками субсидий, нежели их получают.

Если в предыдущих странах на государственном уровне ВИЭ и ископаемое топливо поддерживались на одном уровне, то в России наблюдается полная противоположность, субсидии на ископаемое топливо оцениваются в размере 47 млрд. долл. в год, а ВИЭ не достигает миллиарда.

КИТАЙ

Источник: сайт: polit.ru

ИСКОПАЕМОЕ ТОПЛИВО

ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ

Субсидирование производителей ископаемого топлива осуществляется как прямыми, так и косвенными механизмами. Они включают частичную компенсацию стоимости импорта, льготное кредитование и налогообложение, научно-техническую поддержку. Например, государственную поддержку получают нефтегазовые компании, осуществляющие покупку энергетических активов за рубежом, также производители ископаемого топлива пользуются налоговыми льготами. От НДС освобождена переработка угольных отходов и шлама, горючих сланцев и др. Налог на прибыль сокращен c 25% до 15% для всех предприятий, использующих высокоэффективные технологии

ПОТРЕБИТЕЛЯМ

Основным инструментом поддержки потребителей ископаемого топлива является ценовое регулирование. Регулирование цен касается как угля, газа так и топлива для транспорта.

ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ

ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ

Прямые и косвенные механизмы государственной поддержки производителей ВИЭ в Китае весьма разнообразны. Они включают прямое государственное финансирование центрального и местных правительств, демонстрационные проекты, применение зеленых тарифов, льготное кредитование и налогообложение, научно-техническую поддержку.

ПОТРЕБИТЕЛЯМ

Субсидирование потребления ВИЭ осуществляется через их основных потребителей — электросетевые компании, а также путем фиксирования цен.

Не смотря на то, что Китай является лидером по установленной мощности ВИЭ в мире, государственные субсидии на ископаемое топливо превышают на «зеленую» энергию в 15 раз: 21 млрд против 1,4 млрд долл.

Как показывают данные, вне зависимости от такого на каком экономическом и энергетическом уровне развития находится страна, в ней существуют субсидии на ископаемое топливо (исключение составляет Колумбия, но она не входит в G 20). Относительно субсидий на ВИЭ можно сказать, что в большинстве стран они намного меньше субсидий на ископаемое, исключение составляет ЕС, где «зеленая» экономика становится на первое место.

ПОСЛЕДСТВИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СУБСИДИЙ

Конечно с экономической точки зрения, субсидии искусственно снижают цены на энергию, способствуя тем самым уменьшению затрат на покупку энергии. Но довольно к интересным результатам пришло исследование МВФ, в котором говорится, что большую часть субсидий получают обеспеченные слои населения, это касается практически всех форм энергии. Это объясняется довольно просто, чем больше вы потребляете, тем больше экономический эффект от субсидий, а в большинстве стран довольно хорошо отслеживается зависимость потребления энергоресурсов от уровня доходов. Несмотря на неравенство распределения энергетических субсидий, большинство исследований привело к выводу о том, что малообеспеченные группы населения пострадают от отмены субсидий и нуждаются в компенсации или замене на более тщательно разработанные целевые субсидии.

Субсидирование ископаемых энергетических ресурсов признается чистой потерей общественного благосостояния, например исследования МЭА в 37 странах за 2000-2012 г, показало, что субсидии уменьшают суммарное общественное благосостояние вне зависимости от источников их финансирования как в странах-импортерах, так и в странах- экспортерах нефти. Потери незначительны, если субсидии не превышают 1 % ВВП и быстро растут при превышении этого порога.

Но наибольшее влияние субсидии оказывают на экологию (за счет стимулирования потребления ископаемого топлива, увеличиваются выбросы парниковых газов в атмосферу). В качестве примера, приведены несколько исследований.

Оценки доли сокращения выбросов СО2 в случае отмены субсидий на ископаемые энергоресурсы

Источник — Аналитический центр при правительстве российской Федерации

Особое внимание стоит уделить и оценке субсидий на ВИЭ в области экологии. Недавнее исследование Национальной академии наук США продемонстрировало практически полное отсутствие эффекта на выбросы — изменение выбросов, связанное с действием субсидий, по результатам моделирования составит от -0,3 % до +0,2 % за 2010-2035 годы.

Субсидирование ВИЭ вызывает сомнения по экологическим аспектам из за счет того, что необходимо использование резерва для мощностей солнечной или ветряной, за счет сжигания ископаемого топлива.

Что касается воздействия на уровень социального благосостояния в случае субсидирования ВИЭ, то выводы аналитических исследований достаточно разнообразны, например:

  • рост надбавок к плате потребителей за электроэнергию сдерживает увеличение доступности электроэнергии
  • субсидирование ВИЭ повышает общественное благосостояние, если интернализует экологические эффекты, однако не является самым эффективным средством для достижения этой цели
  • постоянные субсидии ВИЭ — дорогой и весьма рискованный инструмент, поскольку отклонения от оптимальных уровней субсидий (на 2 %) вверх снижают общественное благосостояние (-3 %), вниз — увеличивают выбросы парниковых газов (+18 %); привлекательной альтернативной политике ценообразования на углерод может стать «зеленый тариф» на энергию из ВИЭ и углеродные фонды, поскольку при небольшой стоимости (0,8 и 0,6 % соответственно) они ограничивают побочные эффекты роста цен на 60 %

Разнородность воздействия субсидий, стимулирующих развитие ВИЭ в том числе через воздействие на продолжительность жизни, покупательную способность и социальное благополучие населения, определяет необходимость взвешенной оценки преимуществ и недостатков данного инструмента.

Что же касается Беларуси, то данных по энергетическим субсидиям найти в свободном доступе не удалось, но если провести анализ установок производящих электроэнергию от возобновляемых источников энергии то получаются следующие результаты - суммарные субсидии на ВИЭ в Беларуси составляют 42,3 млн. долл.

Источник — расчеты ОДО «ЭНЭКА»

В расчетах использовались данные по количеству установок, получивших сертификаты о подтверждении происхождения энергии из возобновляемых источников энергии по состоянию на 31 августа 2015 года. При расчете использовались коэффициенты до принятия Постановления Министерства экономики Республики Беларусь № 45 от 7 августа 2015 г, а также курс доллара 18259 руб. В соответствии с методикой МЭА, в результатах не учитывалась стоимость сокращения затрат на покупку газа и затраты на поддержание резерва мощности в энергосистеме. Важным аспектом является, что в расчетах вся произведенная электроэнергия продается населению по тарифу 990 руб/кВт*ч.

Отдельно хочется выделить такой вид энергии как атомная энергетика. Большинство работ не включают исследования в данной области, либо относят субсидии в атомную энергетику в сферу возобновляемых (что немного странно), но вот результаты некоторых исследований:

  • по результатам отчета IEA, OPEC, OECD, WORLD BANK 2010 года средние субсидии на атомную энергетику составляют порядка 1,7 долл/кВт*ч
  • по отчету UCS субсидии на атомную энергетику составляют 1,7 - 5,4 долл/кВт*ч
  • European Commission, опубликовавший отчет «Субсидии и стоимость энергии в ЕС» также продемонстрировал, что не смотря на сворачивание атомной энергетики, ее доля в энергетических субсидиях по-прежнему велика

Источник — European Commission

ВЫВОДЫ

На сегодняшний день практически все виды энергии субсидируются во всем мире, поэтому говорить, что только возобновляемые источники энергии конкурентоспособны лишь благодаря государственный субсидиям как-то не совсем корректно. Поэтому при принятии решений в каком направлении развивать энергетический сектор страны необходимо провести глубокий анализ, чтобы в конечном итоге в выигрыше были все. Вероятнее всего отказаться полностью от энергетических субсидий практически невозможно, поэтому в случае наличия положительных суммарных эффектов от энергетических субсидий - субсидии могут считаться экономически эффективным вне контекста.

Источником данных по энергетическим субсидиям в предоставленных странах является Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Приходится на углеводороды – нефть, природный газ, уголь. В производстве электричества они также доминируют – около 70% электроэнергии в мире обеспечивается ископаемым сырьем. Но сегодня на энергетическом рынке активно заявляет о себе новый игрок, обещающий потеснить, а потом и похоронить традиционные энергоносители. Речь идет о возобновляемой энергетике , которая уже выросла из категории «альтернативной», превращаясь в основной, базовый сектор энергетического рынка. Достаточно заметить, что в ЕС в 2014 году 100% чистого прироста энергетических мощностей пришлось на возобновляемые источники энергии (ВИЭ). И даже на более продолжительном отрезке, за последние 15 лет, европейская возобновляемая энергетика заняла по приросту первое место.

В России до сих пор бытует мнение, что ВИЭ существенно дороже традиционных способов производства электричества на основе угля или газа. Это уже не так. Времена меняются быстро. В ноябре 2015 года инвестиционный банк Lazard выпустил очередное исследование по экономике энергетики США «Levelized Cost of Energy Analysis – 9.0». Для сторонних наблюдателей, привыкших читать в нашей прессе о «дороговизне и субсидировании» ВИЭ, результаты данного труда могут показаться сенсационными. Так называемые «новые ВИЭ», к которым в первую очередь относят ветряную и солнечную энергетику, являются самыми дешевыми способами производства электричества.

Стоимость производства электричества без учета субсидий

Как следует из приведенных цифр, конкурировать с ВИЭ сегодня может только газовая генерация (парогазовый цикл), что подтверждается статистикой ввода новых мощностей в США. Обилие собственного дешевого газа на американском рынке способствует созданию новых газовых электростанций. При этом объемы их ввода в 2015 году уступают и ветряной, и солнечной энергетике. Фиксируются случаи заключения оптовых долгосрочных контрактов на поставку энергии ветра по ценам, существенно более низким, чем газовое электричество. Американская Xcel energy покупает ветряную электроэнергию по $25 за МВт/ч в то время как газовое электричество по контрактам таких же сроков стоит около $32 за МВт/ч, и дополнительно страхуется тем самым от ценовых перепадов сырьевых рынков. Отметим, что такие цены на ветряное электричество сопоставимы со стоимостью электроэнергии на российском оптовом рынке.

Угольная генерация связана с высокими удельными капитальными затратами, долгим циклом строительства и, главное, находится под риском в связи с повышением значимости климатической политики. Уголь, являясь самым грязным сырьем с точки зрения выбросов парниковых газов , постепенно становится топливом вчерашнего дня.

Нестабильность производства электричества ВИЭ может потребовать ряда мероприятий, направленных на безболезненную интеграцию в электросетевое хозяйство. Поэтому скептики утверждают, что расчет стоимости энергии должен учитывать и данные расходы. Lazard оценивает такие интеграционные затраты в $2-10 МВт/ч. В то же время следует отметить, что необходимость таких мероприятий и соответствующих затрат возникает только при значительных объемах «прерывистой» генерации и, с другой стороны, неразвитости сети. Так, крупнейший немецкий сетевой оператор 50 Herz утверждает (а ему это видно лучше, чем кому бы то ни было), что электрическая сеть может «усваивать» долю солнечной и ветряной генерации в 70% без использования каких-либо дополнительных накопителей.

Ценовая конкурентоспособность достигается ВИЭ на разных рынках в разное время. В Китае до сих пор дешевле угольная генерация, а вот газовая дороже и ветряного, и солнечного электричества. В Германии и Великобритании электроэнергия ветряных электростанций уже дешевле и угольной, и газовой генерации – публикует Bloomberg New Energy Finance .

Ветроэнергетика стала ключевым сектором мировой энергетики. В ЕС, США, Китае она занимает лидирующие позиции по объему ввода новых энергетических мощностей и в 2014, и в 2015 годах. В ЕС за последние 15 лет в ветроэнергетике было установлено больше мощностей, чем в любом другом секторе электроэнергетики. На пятки ветру все больше наступает энергетика солнечная, которая на горизонте десяти лет может превзойти ветрогенерацию по стоимости производства электричества (LCOE). Солнечную энергетику (точнее, ее основной, фотоэлектрический сектор) отличает простой инжиниринг и малые сроки строительства.

Современная фотоэлектрическая станция – это, по сути, типовое коробочное решение, реализация которого связана с минимальным набором подготовительных и строительных работ. Крупнейшая в Европе, недавно подключенная к сети во Франции солнечная электростанция Cestas , мощностью 300 мегаватт, была спроектирована и построена всего за один год. Кроме того, солнечная энергетика обладает, по сравнению с ветром, большим потенциалом «обучения» – снижения удельных капитальных затрат по причине дальнейшего роста массовости производства и повышения эффективности фотоэлектрических модулей. Разумеется, будет дешеветь дальше также и ветряное электричество, но потенциал здесь не столь высок.

Таким образом, в ближайшей перспективе новая энергетическая структура будет складываться с очевидным доминированием солнечной и ветряной генерации, которые будут господствовать в регионах с подходящими природными условиями (солнечным и ветровым потенциалом). Соответственно, использование ископаемого сырья для производства электричества будет сокращаться. Первой жертвой, как мы отметили, станет уголь, который с большой долей вероятности станет подвергаться рестрикциям в форме углеродного налога и даже, на ряде рынков, полного запрета.

Судьба природного газа находится под вопросом. Если еще четыре года назад Международное энергетическое агентство (IEA) объявляло «золотой век природного газа», сегодня оптимизма убавилось. Газовые мощности строятся в США, но почти не вводятся в Германии, Индии и Китае, где, казалось бы, они призваны заменять уходящий уголь. На данных рынках «голубое топливо» проигрывает другим способам генерации с точки зрения экономики – даже при низких ценах на сырье.

Нефть почти не используется для производства электроэнергии, соответственно, развитие ВИЭ не несет для нефтяного рынка прямой угрозы. Опасность приходит с другой стороны. Более 60% добываемой в мире нефти сжигается сегодня в транспортном секторе. Поэтому развитие альтернативных транспортных технологий в перспективе приведет к снижению спроса на черное золото.

Возобновляемая энергетика превратилась в крупный бизнес , в котором в мировом масштабе занято примерно 8 млн человек. Только в 2014 году объем инвестиций в ВИЭ составил $310 млрд. Популярность чистой энергии вышла далеко за рамки собственно энергетического сектора. Сотни компаний, среди которых крупнейшие ТНК, не связанные непосредственно с энергетикой, заявляют о своей приверженности ВИЭ. Существует глобальная инициатива RE100. Это аббревиатура расшифровывается как «100% возобновляемой энергии». В число участников входят IKEA, Johnson&Johnson, Goldman Sachs, Google, H&M, Mars, Microsoft, Nike, Unilever и многие другие. Корпорации берут на себя добровольные обязательства по использованию исключительно чистой энергии в своей жизнедеятельности. Например, IKEA обязуется обеспечивать себя на 100% возобновляемым электричеством к 2020 году.

Обязательства по использовании ВИЭ не всегда означают, что та или иная компания полностью обеспечивает себя возобновляемым электричеством (например, установив на крыше солнечные модули). Так, с 2007 года Google является «климатически нейтральной» компанией. При этом она обеспечивает себя ВИЭ электроэнергией на 30%. «Климатическая нейтральность» достигается инвестициями в активы возобновляемой энергетики по всему миру, обеспечивающие объем выработки, соответствующий потреблению Google. Apple , самая дорогая по капитализации корпорация мира, на 100% обеспечивает чистым электричеством свои североамериканские операции и дата-центры по всему миру. В глобальных же энергетических затратах Apple ВИЭ покрывают сегодня 87%.

Данные примеры, разумеется, получают большой общественный резонанс, формируют общественное мнение и, в результате, влияют на политические решения, стимулирующие дальнейшее развитие ВИЭ.

В России на корпоративном уровне применение ВИЭ пока непопулярно. Это объясняется наличием относительно дешевых ископаемых сырья и электроэнергии, недостаточным развитием собственно российских технологий, соответственно, высокой стоимостью оборудования. В то же время в сегменте малого бизнеса в южных регионах использование солнечной генерации достаточно востребовано – в особенности, если бизнес работает на территориях, не охваченных сетями электро- и газоснабжения.

В российском энергетическом секторе ВИЭ развиваются более активно. Основным игроком является ГК «Ренова» , компании которой построили первый в стране завод по производству фотоэлектрических модулей (с участием «Роснано »), открывают солнечные электростанции (СЭС) и управляют ими. Уже сформированы новые проекты на строительство 280 МВт мощностей СЭС до конца 2019 года.

Развитие ветроэнергетики пока находится в начальной стадии. Существуют проработанные планы по локализации производства оборудования, в то же время на сегодняшний день отобран всего лишь один проект ветроэлектростанции на 35 МВт, которая должна быть возведена в 2016 году. Дальнейшие планы развития ВИЭ достаточно скромны – к 2024 году должны функционировать 6 ГВт мощностей солнечной, ветровой генерации и малых гидроэлектростанций совокупно (в Китае к этому сроку их будет больше в сто раз). В то же время надо учитывать российскую сырьевую специфику, а также наличие избыточных энергетических мощностей на рынке.

Действующие в России меры поддержки ВИЭ создают возможности для их развития, в том числе для местного производства соответствующего оборудования. В то же время точечные меры не могут в полной мере компенсировать недостатки среды в целом. Высокая стоимость капитала, дефицит финансовых ресурсов затрудняют промышленное развитие России, в том числе и энергетического машиностроения.

Поделиться: